ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ НОВОСТИ АВТОРАМ КОНТАКТЫ ENGLISH


Морские биологические практики на судах и на станциях.
Опыт проведения

Marine biological practices on ships and at stations. Experience of conducting



 

Крупина М.В.

Marina V. Krupina

 

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)
 

 

УДК 574.57.042

 

Рассматриваются преимущества и недостатки морских практик для студентов-экологов на судах и на стационарных базах на побережье. Отбор проб  для биологического мониторинга антропогенного загрязнения и эксперименты по влиянию загрязнений на морских гидробионтов. Оба вида практик имеют свои особенности и применяют определённые методические подходы.

Ключевые слова: морская практика экологов; отбор проб; эксперимент

 

The advantages and disadvantages of marine practices for environmental students on ships and at stationary bases on the coast are considered. Sampling for biological monitoring of anthropogenic pollution and experiments on the effect of pollution on marine aquatic organisms. Both types of practices have their own characteristics and apply certain methodological approaches.

Keywords: marine practice of ecologists; sampling; experiment

 

 

Введение

Многолетний опыт проведения морских студенческих практик на судах МГУ и на стационарных базах позволяют оценить возможности и особенности этих двух видов практик для гидробиологов и экологов. В советское время МГУ владел 3 судами на Черном море, и в течение 4 теплых месяца (с июня по сентябрь) на них проводились учебные практики несколькими факультетами, в том числе и биологическим. Была возможность проводить и выездные стационарные практики на базах Черного, Белого, Японского и Баренцево морях. Оба вида практик довольно затратные, все моря удалены от Москвы, а вывоз студентов к акватории Японского моря был возможен только во время СССР.

 

Сравнение двух морских практик

Стационарные практики на морских базах позволяют ознакомить студентов со всей водной биотой, обитающей в данной местности из разных биотопов (глубина, скорость течения, прибойность). Каждый биотоп есть возможность изучить подробно, отобрав качественные и количественные пробы гидробионтов. Пробы могут быть обработаны студентами в лабораторных условиях базы или быть зафиксированы для выполнения курсовых и дипломных работ и разобраны уже на кафедре. Так, на практике в Дальних Зеленцах (Баренцево море), были собраны пробы мидий для выявления точечного загрязнения фиорда тяжелыми металлами методом биологического мониторинга для дипломной работы. Ознакомившись со всеми доступными биотопами акватории, студенты получают возможность изучить влияние факторов среды на видовой состав, численность, структуру популяции водных организмов. Особое значение имеет оборудованная аквариальная, где можно содержать в нативном состоянии гидробионтов, наблюдать за ними и ставить учебные эксперименты. Условия стационарной базы позволяют собирать достаточное количество живого материала для проведения экспериментов. Сотрудники базы могут указать местообитания гидробионтов, которых вы предполагаете изучать в природных и экспериментальных условиях. Опыты в аквариальной можно проводить в проточных аквариумах или непроточных емкостях большего размера (30 л) со сменой воды несколько раз в сутки. Если это токсикологические опыты, то вводятся добавки токсикантов. Таким образом, можно определять влияние токсикантов на гидробионтов, на их физиологическое состояние (например фотосинтез, дыхании и накопление токсикантов в их организме). Один из важных условий успешного проведения практики это хорошая погода. В стационаре любая погода не мешает проведению учебного процесса, а при шторме, само нахождение на судне для некоторых студентов и преподавателей может стать очень болезненным и занятия приходилось переносить.

Практика на судах знакомит студентов со всем спектром изменений региональных природных и антропогенных факторов и приуроченным к ним гидробионтов. Температура, соленость, тип грунта определяют видовой состав водной флоры и фауны. Перемещаясь на судне, есть возможность познакомить студентов с различными местообитаниями разных видов гидробионтов. Например, твердые грунты обильно покрыты макрофитными водорослями и приуроченными к ним беспозвоночными животными, а на мягких грунтах обитают только морские травы (высшие водные растения) и обитают соответствующие животные. Часто такие участки могут находиться на довольно большом расстоянии между собой. Промышленные предприятия, речные стоки и сбросы определяют уровни загрязнения воды и накопления загрязнителей в организмах гидробионтов (Патин, 1979). Например, отбор проб на различных станциях Черного моря позволял студентам набирать материал для курсовых и дипломных работ по теме антропогенного загрязнения морской среды тяжелыми металлами и выявить наиболее загрязненные места акватории методами биологического мониторинга. Собранные во время учебных рейсов пробы становились основой курсовых, дипломных работ и научных публикаций (Бурдин, и др, 1979; Бурдин, и др., 1980).   

На судах, в оборудованных лабораториях была возможность проводить все учебные задачи, что и в стационарах, даже ставить эксперименты по влиянию загрязнителей на гидробионтов. Однако приходилось учитывать возможности судовых лабораторий и приспосабливаться под них. Нет возможности транспортировать на судно стационарные научные приборы, приходилось пользоваться только теми приборами, у которых есть полевые аналоги. Проточные аквариумы на судах не были оборудованы, и приходилось ставить опыты в непроточных емкостях. Использовались стеклянные химические стаканы с магнитными мешалками и полиэтиленовые пакеты, куда помещались водоросли и добавлялись соли металлов. Вес водорослей, объем воды и время опытов нужно было строго регламентировать, чтоб доза действующего вещества было соответствующим расчетам. Возникали сложности с живым материалом для экспериментов. Нам не удавалось набрать достаточного количества беспозвоночных (моллюсков, полихет, членистоногих), т.к. мы не знали мест их обитания на местах стоянок судна и проводили опыты только с водной растительностью. Одним из преимуществ практики на судах была  возможность ознакомится с работой региональных научных центров, что полезно для кругозора и дальнейшего трудоустройства студентов. В свое время мы посещали научные центры Севастополя (ИНБЮМ, аквариум, ГидроФизИН), Одессы (отделение ВНИРО, институт растениеводства), Геленджика (отделение института Океанологии), Сухуми (институт вакцин, обезьянник, ботанический сад), Батуми (отделение ВНИРО, дендрарий, институт виноградарства). Карадагское отделение ИНБЮМа с научным дельфинарием, Никитский ботанический сад, Сочинский дендрарий. Сотрудники центров знакомили студентов с темами научных работ и лабораториями. Посещение ИНБЮМа (Институт южных морей) входил в обязательную программу практики, еще включали 2–3 места, в соответствии с рейсовым заданием, которое утверждалось за несколько месяцев до начала практики, и в научные центры направлялись официальные письма с просьбой ознакомить студентов МГУ с научной работой в точно указанный день за подписью декана факультета. Как правило, студентов встречали руководили центров, а потом заведующие лабораторий проводили ознакомительные экскурсии. В некоторых центрах студентам читали лекции ведущие специалисты в своей области по актуальным направлениям биологических наук. Прием на высшем научном уровне всегда производил огромное впечатление на студентов, позволив им ощутить, что они становятся членами серьезного государственного сообщества научных сотрудников.

Оба вида морских практик имеют свои преимущества и некоторые недостатки и, как правило, студенты имели возможность участвовать в обоих видах практик на разных курсах. Однако практика на судах производила особенно сильно впечатление и бывшие студенты кафедры, через много лет на встречах выпускников всегда вспоминали эти чудесные дни.

Рис. 1. Концентрации металлов в телах баренцевоморских мидий

 

На рис. 1 представлены данные по содержанию тяжелых металлов и карта с местоположением станций взятия проб мидий. Работа проводилась для выявления локального загрязнения фиорда (курсовая работа М.В. Крупиной). Практика на стационарной базе ПИНРО в Дальних Зеленцах позволила собрать материал для нескольких курсовых работ и автора, в частности.

На рис. 2 приведены диапазоны концентраций некоторых тяжелых металлов в бурой водоросли цистозира из разных местообитаний во время учебного рейса.     

                                                    Рис. 2. Концентрация тяжелых металлов в цистозире  Черного моря  (мкг/г сух. веса)

 

На рис. 3 представлены результаты дипломной работы, материалы были собраны во время учебного рейса.  

Рис. 3. Концентрация металлов в мидиях Крымского и Кавказского побережья Черного моря

 

Рисунки 2 и 3 взяты из дипломной работы автора.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

 

Список литературы

  1. Бурдин К.С., Гусев М.В., Крупина М.В., Савельев И.Б. Изучение возможности использования макроводоросли Cystoseira crinita в качестве организма – монитора загрязнения Черного моря тяжелыми металлами // Вестник МГУ. Серия 16: Биология. 1980. № 3. С. 3–10.
  2. Бурдин К.С., Крупина М.В., Савельев И.Б. Моллюски рода Mytilus как возможные показатели содержания тяжелых и переходных металлов в морской среде // Океанология. 1979. Т. 19, № 6. С. 1038–1044.
  3. Патин С.А. Влияние загрязнения на биологические ресурсы и продуктивность Мирового океана. – М.: Пищевая пром., 1979. – 325 с.

 

Статья поступила в редакцию 14.12.2021

 

Об авторе

Крупина Марина Владимировна − Marina V. Krupina

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, биологический факультет, кафедра общей экологии и гидробиологии (Lomonosov Moscow State University)

 

 

Крупина М.В. Морские биологические практики на судах и на станциях. Опыт проведения // Материалы Международной дистанционной научно-практической конференции «Водные экосистемы в современном мире» 

 

При перепечатке ссылка на сайт обязательна

 

 

 Marine biological practices on ships and at stations.
Experience of conducting 

 Marina V. Krupina 

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)


The advantages and disadvantages of marine practices for environmental students on ships and at stationary bases on the coast are considered. Sampling for biological monitoring of anthropogenic pollution and experiments on the effect of pollution on marine aquatic organisms. Both types of practices have their own characteristics and apply certain methodological approaches.

Keywords: marine practice of ecologists; sampling; experiment

 

 

Author

Krupina Marina V. 

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

 

Krupina M.V. Marine biological practices on ships and at stations. Experience of conducting // Materials of the International Distance Scientific and Practical Conference “Aquatic Ecosystems in the Modern World” 

 

When reprinting a link to the site is required

 

 

 

Уважаемые коллеги! Если Вы хотите получить версию статьи в формате PDF, пожалуйста, напишите в редакцию, и мы ее вам с удовольствием пришлем бесплатно. 

Адрес - info@hydrosphere-ecology.ru

 

При перепечатке ссылка на сайт обязательна

 

На ГЛАВНУЮ

К разделу ПУБЛИКАЦИИ

 



ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА
ПУБЛИКАЦИИ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ
КОНФЕРЕНЦИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
ФОТОМАТЕРИАЛЫ
НАШИ ПАРТНЕРЫ
ENGLISH SUMMARY






  Эл № ФС77-61991 от 2 июня 2015 г.

  ISSN 2587-9367

  Издатель -
  Камнев Александр Николаевич.

  Адрес издательства - 123298,
  г. Москва, ул.Берзарина, д.16.

Все права защищены (с)
Экология гидросферы
http://hydrosphere-ecology.ru/